среда, 20 сентября 2017 г.

Приполярный этап ТрансУрала 2017

Не написать отчет о приполярном этапе ТрансУрала 2017 - это преступление для меня! Во-первых, это моя первая многодневка. Во-вторых, в тех (да и вообще подобных) краях я еще ни разу не бывал. В-третьих, я первый раз "бегал" (чаще пешком) с фотоаппаратом, пытаясь сочетать передвижение и нажатия на кнопку спуска.

Я сразу решил, что моя задача-минимум - стартовать все дни и уложиться в контрольное время, не преследуя какие-то спортивные цели. Хотелось не столько побегать, сколько побыть немножко туристом - посмотреть вокруг, пофотографировать. Но тащить тяжелую зеркальную фототехнику в горы не было желания. Один раз я попробовал пробежаться с фоторюкзаком в несколько килограмм - натёр себе спину так, что запомнил на всю жизнь. Часто подумывал о чем-то малогарабитном и легковесном, и вот попался под руку хороший вариант б.у. - беззеркалка Sony NEX-3 с объективом 16мм - как раз то, что мне было нужно. Вот только времени на тестирование и привыкание не было... Еще в последние дни решился обновить себе спальник. Судорожно искал варианты, выбрал Millet Baikal 1100 и не прогадал - холодными ночами было комфортно и тепло... Конечно, самое сложное было - выбрать одежду. Тащить весь гардероб не хотелось, также не хотелось мёрзнуть в лагере. Была мысль взять горнолыжную куртку, но она заняла бы добрую часть рюкзака. В идеале, надо было купить что-то непродуваемое, лёгкое и тёплое, но время и финансы не резиновые. В итоге, всё-таки мёрз иногда... Мандраж перед поездкой усиливался с каждым днём, масла в огонь подливала запарка на работе, в итоге собрать вещи получилось только ночью, за 2 часа до заказанного такси.

Поезд. Все волнения как рукой сняло, кругом одни трансураловцы, шутки, еда с небольшими перерывами на сон... В Кирове пересадка, между поездами Макс организовал отличную экскурсию по городу. На следующий день по пути в Инту во время длительной остановки на станции Котлас-Южный искупались в Северной Двине - все минусы длинной поездки мгновенно растаяли. Впереди ждало более сложное испытание - 6 часов в вахтовке от Инты до базы Желанное. Вахтовка, или вахтовый автобус - это автомашина Урал с большой проходимостью и очень небольшой комфортабельностью.

Но внутри было весело, немного песен под гитару, а чем ближе мы подбирались к базе, тем более завораживающие виды проплывали за окном.

И вот они - горы! И вот она - база! И вот он - палаточный лагерь, в 1.5км от базы! Устроились хорошо, Макс мне предоставил место в палатке, воду нам обеспечили, двухэтажный туалет привезли, баню сделали, кормили - мммм.... тут можно целую поэму написать! Вот только со связью не сразу всё наладилось, но в итоге всё-таки наладилось - респект работникам Мегафона, трансураловцы смогли наконец-то дозвониться родным и сказать, что всё у всех в порядке.

В день приезда, после обустройства в лагере, сразу же отправились на прогулку до ближайшего озера Грубепендиты. Погода стояла шикарная, пофотографировал.

Первый день соревнований, самый трудный - ультрамарафон 50км с забеганием на самую высокую точку Урала, гору Народная. Начало дистанции - равнина с болотами, которые вроде бы не сильно напрягли в начале, но очень достали в конце. Потом еще пошел дождь, температура в районе +5, вершина была в плотном облаке. Но виды вокруг всё равно потрясали, а как стало свежо от "арбузного" снежника!

Особенно весело было потом по этому снежнику скользить вниз, страхуясь провешенными перилами. Курумник в тумане ограничивал скорость передвижения, особенно на спуске. Были очень опасны камни с зелёной плесенью от вечной сырости в ущелье. На одном таком камне я подскользнулся и упал, не сильно, но неудачно подстраховавшись руками - правая приняла вес только одним большим пальцем, который растянулся, распух и болел. Забегая вперёд, хочется сказать спасибо Лизе, которая на практике показала мне волшебное действие правильного тейпирования - опухоль быстро спала и прошла сильная боль. В целом забег получился для меня очень медленный - по пути туда я то и дело останавливался, фотографировал виды и участников по мере возможностей. Также попал в поле зрения объектива бессменного фотографа ТрансУрала - Олега Чегодаева.

Ровно на вершине у фотоаппарата села батарейка - на него больше не отвлекался, но вниз после падения решил не рисковать, и темп держал низкий. К слову, заряда Suunto Ambit2 хватило с запасом на 10 часов, при опросе спутников раз в секунду. Однако, в результате получился очень объёмный трек, и он стерся после 4-го дня - не хватило внутренней памяти. Вечером нашел в себе силы дойти до бани, там погрелся, даже умудрился вспотеть, искупался в реке Балбанью и постирал амуницию.

Второй день - отходняк, поздний старт, небольшой вертикальный забег на гору Баркова длиной 6км. Можно было бежать налегке, без рюкзака и многочисленного обязательного снаряжения, наличие которого во все остальные дни организаторы тщательно проверяли перед стартом. Попробовал забежать потихоньку, без перехода на шаг, но в середине подъёма почувствовал предсудорожное состояние и прошел крутую часть пешком.

Финиш на вершине, вниз можно было спокойно спускаться, но прохладный ветерок поддувал, и дорога была хорошая - пробежался. Наверное, зря - надо было дать суставам побольше отдыха. В лагере опять в баню, но что-то с ней случилось, и хорошо погреться не получилось. Небольшой кучкой энтузиастов была сделана попытка создать альтернативу в виде походной бани на камнях. После прогрева многие камни раскололись, на альтернативу забили, просто обложили хорошими камнями печку в старой бане для лучшей аккумуляции.

Третий день - самый красивый. Хребет Малдынырд, 25км. Погода благоволила вовсю. После перевала попадаешь в сказочную долину, где я убил много времени на фото. Да и просто, гулял и любовался видами.

Последние километры решил пробежаться в темпе - слегка отозвалось левое колено, мол, "хозяин, особо не налегай, а то откажу". После финиша порастягивался, опять баня с контрастами - всё вроде пришло в норму. Все уже думали о последнем, четвёртом дне. Обещан был небольшой набор, отсутствие курума, ровные дороги и тропы. Хотелось поскоростить. Тем более, что на вечернем брифинге сообщили радостную весть - изменили начало трассы, убрав нудные болота первого дня.

Итак, четвёртый день. Круговая гонка 35км. Самочувствие предательски хорошее, усталости вроде бы нет. Фотоаппарат с собой взял, но с самовнушением доставать его только в крайнем случае, чтобы не терять время и не сбивать ритм. Начинаю в лёгком темпе, в подъёмы пешком, дожидаюсь прелестных спусков, и ... Просыпается левое колено и говорит "хрен тебе, а не спуски!" Ладно, бегу прихрамывая, больше подключая правую ногу. Пошла равнина - пытаюсь изменить постановку стопы, но никак не удаётся бежать ровно и без боли. Эх, приходится хромающе бежать и по равнине. Через некоторое время правое колено заразилось от левого, и я ничего не мог поделать, кроме как пойти пешком. Очень обидно - силы есть, а суставы не дают их применить. Так и прошагал добрую половину пути. Перед финишем обошел хромающего Славу Орлова - он подвернул ногу на первых километрах дистанции и так шел, отказавшись от эвакуации - железный человек! И тут погода резко испортилась, подул сильный ветер и грянул ливень. Видимо, терпению Еркусея пришел конец, и он решил поставить свою точку в нашей многодневке. Финиш, медалька, 1.5км до лагеря под ливнем и ветром. Желание согреться в бане, которая тоже не дотерпела до этого дня - прожгли палатку. Желание одеться в сухую одежду, которой почти нет - постиранное не совсем высохло. Ливень топит палатки, ветер проверяет на прочность крепления. Заваливаюсь в спальник и потихоньку прихожу в себя. Непогода понемногу утихает, и народ собирается на афтэпати. Да, настроение сразу улучшается, вкуснейший плов и глинтвейн согревают. А перед сном мы завороженно наблюдаем северное сияние. Я это видел впервые, и настолько оно меня околдовало, что ушел на дно инстинкт фотографа - достать из палатки фотоаппарат и попытаться запечатлеть, пускай без штатива...

Итог. С технической точки зрения, программа-минимум выполнена - стартовал все дни и уложился в контрольное время (не знал, что его будет так много, не уложиться было бы затруднительно). Организация, разметка, работа на КП - всё на высоком уровне. Природа, на которую невозможно налюбоваться, и это чувство не передать ни на каких фотографиях! Север - это вирус, который поражает душу, и это неизлечимо. Я давно мечтал попасть в северную часть Европы, увидеть вживую те места - горы, фьорды - которые показывают в фильмах, а их фотографиями усыпана сеть. Но то, что подобное можно увидеть на нашем Урале - я не подозревал. И когда смотрел проспекты ТрансУрала, красочные фотографии Олега Чегодаева - не мог себе поверить, что увижу такое. Конечно, именно такое я не увидел, так как фотография статична, а в реальности природа действительно дикая, погода резко меняется, и вне зависимости от физической усталости испытываешь огромное душевное наслаждение. Да, кстати, нас пугали мошкой, но её мы видели только в Инте, около детского садика, где был наш пункт отправления-прибытия.

Когда ехали обратно, соратники озвучивали планы на следующие соревнования - Малидак, 5 Вершин, Иремель... У меня тоже было в планах поучаствовать хотя бы в одной гонке сентября, но восстановление заняло очень много времени. В физическом плане - колени. А вот в моральном - я до сих пор не восстановился, появилась какая-то апатия к "простым" забегам, особенно к тем, где уже участвовал. С радостью увидел анонс полярного ТрансУрала на 2018 год. Вместе с многодневкой по Южному Уралу это будет моей следующей целью. Может, более спортивной, чем в этом году - надо готовиться. Еще раз спасибо всей команде ТрансУрала во главе с Антоном Жигановым, всем участникам, с кем познакомился и общался. Увидимся!

Полный набор фотографий - в моём альбоме ВКонтакте.