воскресенье, 20 апреля 2014 г.

Steve Vai, 17 апреля 2014, Екатеринбург, Телеклуб

Про то, что к нам в город с концертом приезжает Steve Vai, я узнал практически сразу, когда эта информация появилась в сети. Спасибо моему другу Дмитрию Мельникову - он сообщил про концерт раньше, чем я прочитал новость и услышал рекламу. Мы вместе учились в школе, и в то время (конец 80-х - начало 90-х), достаточно непростое с точки зрения поиска информации о зарубежных артистах, были единственными в классе меломанами, интересующимися рок-музыкой, особенно в стиле hard'n'heavy (остальные одноклассники "тащились" от разного рода попсы). Поражала разница в звучании электронных гитар наших ВИА и зарубежных групп из стран загнивающего капитализма. А когда мы услышали гитарные запилы настоящих Мастеров, то стали искать возможность записать как можно больше их альбомов для домашнего прослушивания, желательно на максимальной громкости с открытыми окнами во двор, чтобы все окружающие тоже имели возможность прикоснуться к прекрасному. А времена в нашей стране менялись, и студии грамзаписи (особое спасибо Тропилло) начали потихоньку протискивать западные продукты на советский рынок. Сначала страна узнала о Yngwie Malmsteen - его пластинка "Trilogy" была практически у каждого уважающего себя рокера. Гитарист сразу оставил впечатление "пулемётчика", который старается сыграть быстро и технично (и это у него получается), но не всегда красиво. Творчество Joe Satriani мне больше понравилось. А когда я услышал Steve Vai с его хитовым альбомом "Passion And Warfare" 1990-го года, то я просто обалдел. Кассета с этой записью стала "number one" в моей коллекции. Скорость, напор и в то же время мелодичность, лирика - всё очень гармонично сочеталось. А звук - я еще не слышал, чтобы так пела гитара! В общем, Вая я полюбил и с тех пор слежу за его творчеством. Это хорошее безумство экспериментатора Frank Zappa (с которым Steve Vai работал в начале музыкальной карьеры) плюс техника Joe Satriani (у него Стив учился) плюс бесконечный поток позитивной энергии... Любовно названные гитары, к изготовлению которых он сам приложил руку и научил говорить, петь, переживать...


Конечно, сложно постоянно быть на пике творчества - в 2000-е годы Стив уделяет больше времени гастролям и мастер-классам, чем записи альбомов с новыми композициями. И вот, после достаточно долгого 7-летнего перерыва в 2012 году выходит новый альбом "The Story of Light", который напомнил, что Steve Vai не растерял своего мастерства. Даже нашлось место нескольким экспериментам. Концерты 2013-2014 годов проходят под вывеской с названием этого альбома. Но, если взглянуть на треклисты выступлений, то можно обнаружить, что новых композиций там меньше половины, а как минимум столько же из пресловутого "Passion And Warfare". То есть, сам Стив признаёт, что в тот (1990) год его композиторский талант был на непобиваемо рекордной высоте. Но стоит побывать хотя бы на одном концерте, чтобы понять, что еще есть неувядаемый потрясающий актёрский талант, который будоражит любую публику, от подростков до дедов. Человек, случайно попавший на концерт, незнакомый с творчеством, скорее всего останется с положительными впечатлениями - а ведь совсем непросто заставить кого-нибудь слушать музыку 3 часа подряд, да еще стоя!


Итак, о самом концерте, который прошел 17 апреля 2014 года в "Телеклубе". Стив с первых секунд завёл себя и всех по максимуму. Не преминул пошутить с прессой, взяв у Татьяны Жинжиной фотоаппарат и пощёлкав себя в различных ракурсах на сцене.


 Кстати, Татьяна также неплохо поучаствовала в традиционном номере под названием "Build me a song", где Стив вызвал к себе несколько добровольцев для имитации звучания рок-группы.


Вообще с юмором у Стива всё в порядке. Какие только позы он не принимал, фотографировать его - одно удовольствие. Как-то он сказал в интервью, что его любимое оборудование - "... вентилятор! Он сушит волосы от пота и не дает им попадать в глаза, кроме того руки остаются сухими и мне намного проще играть. И да, на сцене прохладно и это круто!". На одном из снимков этот вентилятор отражается в его очках.


А еще видно, как он подпитывается энергией от зала, особенно когда стоишь около сцены.


Конечно, для такого плотного гастрольного графика одной физической формы мало (а Стив, как известно, вегетарианец и не вылезает из фитнес-центров) - нужна эмоциональная поддержка. Тут надо сказать спасибо и его команде, с которыми он уже несколько лет гастролирует, особенно барабанщику (Jeremy Colson), который устроил продолжительное соло и барабанил по всей сцене.


Если кратко - я как будто перенёсся в прошлое, в 90-е. Стив был именно такой, каким запал мне в душу в те годы, как будто он - божественная константа. Дай бог ему сил оставаться таким сколь угодно долго.